Погода, Южно-Сахалинск
Курсы валют на Сахалине

 

Второе дыхание автомобиля

Особенности увеличения ресурса узлов и восстановления механизмов автомобилей при помощи
триботехнических составов НИОД™.

Автомобиль – сложное техническое устройство, включающее в себя различные по конструкции и принципу действия узлы и механизмы. Однако при всём их разнообразии все они включают в себя пары трения, такие, как:
- подшипники качения или скольжения,
- зубчатые передачи,
- опоры скольжения,
- плунжерные пары и т.д. В процессе эксплуатации происходит их износ, со временем приводящий к необходимости ремонта.

Обычный способ ремонта – замена изношенных деталей на новые. Здесь существует проблема: твёрдость новой детали оказывается существенно выше остальных, поверхности которых уже в значительной степени изношены. В результате замена одной детали вызывает скачкообразное ускорение интенсивности износа сопрягаемых, что приводит к их разрушению и замене. Это приводит к тому, что процесс ремонта развивается по принципу домино и сводится к поэтапной замене всех деталей, причём с отдельной разборкой механизма при каждой замене. Стоимость и продолжительность такого перманентного ремонта многократно превышает стоимость замены узла целиком.


Отдельно следует отметить, что убытки в результате простоя техники во время ремонта, как правило, соизмеримы, а в некоторых случаях и значительно превышают затраты на сам ремонт. Таким образом, требования к идеальному ремонту следующие:
- должна восстанавливаться работоспособность одновременно всех изношенных деталей;
- простой техники во время ремонта должен быть минимальным;
- отремонтированная техника должна иметь ресурс, соизмеримый с ресурсом нового механизма.
Основным способом снижения интенсивности износа при трении является использование смазки, однако существует целый ряд режимов эксплуатации, при которых её эффективность недостаточна. Так, например, при запуске механизма после длительного простоя первое время он работает практически без смазки, при нарушении температурного режима эксплуатации, скачкообразном увеличении нагрузок эффективность смазки снижается.
Снижению интенсивности износа способствует упрочнение поверхностей и снижение шероховатости сопрягающихся деталей.
Именно такую технологию предлагает фирма «Российские технологии».
В основе технологии лежит восстановление изношенных поверхностей деталей в зонах трения при помощи триботехнического состава (ТО) НИОД™.
Попадая в зону трения, ТС НИОД™ под действием контактных нагрузок внедряется в поверхность деталей за счёт реализации процессов ионного обмена и диффузии. Происходящие при этом изменения в поверхностных слоях взаимодействующих деталей приводят к образованию саморегулирующейся фрикционно-адаптированной пары трения, отличающейся чрезвычайно низким коэффициентом трения и низкой интенсивностью износа. Причём эти изменения остаются постоянными в течение длительного времени (в т.ч. при работе в отсутствие смазки).

В процессе дальнейшей эксплуатации происходит диффузия ТС из поверхностных в более глубокие слои, вызывая при этом молекулярные изменения в кристаллической решётке металла, приводящие к восстановлению изношенных поверхностей и оптимизации зазоров в парах трения. Также происходит выравнивание поверхностной микротвёрдости, обеспечивающее многократное повышение износоустойчивости.
Таким образом, восстанавливаются поверхности зубчатых колёс, опорные подшипники коленчатого и распределительного валов, коренные и шатунные вкладыши и шейки коленчатого вала, стенки цилиндров и поршневые кольца.
Технология запатентована (патенты России NN B2035636, 2057257).
Технические условия ТУ 0254-002-23124986-96 согласованы в Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта, технология признана Российским Морским Регистром Судоходства (свидетельство № 01.010.171 от 23.03.2001 г.).
В 2004 году технология прошла испытания в Японии в исследовательском центре Тоёси. Фирма Тоёта Дзидося предоставила для обработки новые двигатели как серийного исполнения, так и Формулы-1. Результаты испытаний полностью подтвердили выводы Российских учёных. Прирост мощности двигателей составил 12%, коэффициент трения снизился в 9 раз.
Технология опробована на десятках тысяч автомобилей в условиях реальной эксплуатации в России и странах СНГ, в условиях крайнего севера и тропическом климате. Обработка новых автомобилей и после капитального ремонта ускоряет обкатку, в 1,5 - 2,5 раза увеличивает общий ресурс. Обработка автомобилей после длительной эксплуатации восстанавливает изношенные узлы и механизмы: восстанавливается компрессия, давление масла, исчезают шумы и вибрация в коробке передач и трансмиссии.
Стоимость восстановления двигателей и трансмиссий автомобилей с помощью ТС НИОД™ во много раз ниже стоимости капитального ремонта.
Время восстановления двигателя с помощью ТС НИОД™ немногим превышает время, необходимое для штатной замены масла. С учётом того, что обработка производится без разборки двигателя, не нарушая режим эксплуатации автомобиля, такой метод безусловно интересен для предприятий, имеющих большой автомобильный парк.

Обработка пары трения цилиндропоршневой группы

Используя масло в качестве носителя, ТС НИОД™ достигает рабочей поверхности трения и под воздействием давления и температуры заполняет все микронеровности и наращивает поверхности (ОБЕ!) до номинальных размеров. При этом обеспечивается низкая шероховатость поверхности и одинаковая механическая прочность деталей пары трения.
Результат обработки достигается за счёт значительного снижения коэффициента трения (в 9 - 10 раз). Нейтрализуется эффект "сухого трения". Облегчается запуск двигателя при низких температурах. Выравнивается компрессия в цилиндрах, равномерно распределяя нагрузку. Беззазорное сопряжение деталей трения позволяет избежать эффекта выкрашивания металла при микроударах во время работы двигателя. Выровненная по цилиндрам компрессия равномерно распределяет нагрузку на коленчатый вал.